Ш

А   Б   В   Г   Д   Ж   З   И    К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я

ШАРКО-БРИССО симптом.
Оттягивание угла рта и отклонение языка в ту же сторону; наблюдается при истерии.

ШАРКО (II) симптом.
Более высокое стояние брови на стороне периферического пареза мимических мышц и более низкое ее стояние при их контрактуре; наблюдается при периферическом поражении лицевого нерва.
 

ШАРП - аппарат. Зуботехнический аппарат для протягивания металлических гильз, состоит из устойчивой рамы, двух дисков, укрепленных в ней, и винта с рукояткой. Нижний диск имеет отверстия различного диаметра - от 24 до 3 мм. Верхний диск содержит пуансоны соответственно количеству отверстий на нижнем диске. Вращая с помощью рукоятки винт, пуансон направляет металлическую гильзу, протягивая ее через отверстия нижнего диска.

ШВАРЦ А. М. - аппарат - моноблок.
Ортодонтический съемный аппарат - моноблок Шварца смешанного действия, состоит из пластиночных пластмассовых базисов на верхнюю и нижнюю челюсти, соединенных с помощью металлических проволок в положении сагиттального сдвига нижней челюсти при аномалийном виде прикуса. Источник действия - постоянно действующая биологическая сила мускулатуры жевательного аппарата в состоянии сагиттального сдвига нижней челюсти. Целевое назначение - достижение лечения в формировании нового соотношения зубных рядов (прикуса), определенного в положении сагиттального сдвига нижней челюсти.

ШЕЙКА. Шейка зуба
- область зуба, расположенная между корнем и коронкой и тесно связанная со слизистой оболочкой дёсен. У шейки зуба находится важный переходной элемент - десневая борозда. Травмирование этого участка зуба приводит к рецессии десны с открытием переходной дентин эмалевой границы, что в сою очередь приводит к дальнейшим разрушениям, незащищённой эмалью области зуба.

ШЕЙПИНГ. Метод частичного сошлифовывания зубов, так устраняются острые углы. При шейпинге зубам, имеющим <уголки и краешки>, придается лучшая форма путем шлифовки острых кромок; рубчатость кромок может быть сглажена, кромки скруглены. При шейпинге затрагивается зубная эмаль.

ШЕЛЛИ симптом. Признак инфлюэнцы (гриппа): сагоподобная сыпь на губах и небе

ШИНЫ зубные. Различной конструкции протезы, применяемые при пародонтозе, подразделяют на временные и постоянные. Временные шины используют только на определенный срок (временно), после чего их снимают. Чаще всего их применяют при проведении медикаментозного или хирургического лечения, при необходимости сохранения зубов в полости рта больного на некоторый срок и тогда, когда временная шина предшествует изготовлению постоянной шины и пр. Постоянные шины устраняют функциональную недостаточность жевательного аппарата, и больной их носит непрерывно. Они могут быть съемными и несъемными. Шины зубные - фиксирующие - для стабилизации на депульпированные зубы. Шина может быть изготовлена в виде балки - балочная шина. Балочная шина может крепиться на коронках. Литые шинирующие бюгеля изготавливают методом индивидуального литья, и такие шины представляют из себя плотно облегающую зубы дугу с множественными ответвлениями и кламмерами. Несъёмные шины изготовлены из стекловолокна с пропиткой композитными материалами и наклеиваются на зубы с применением адгезивных технологий. Боксёрские предохраняющие шины изготавливаются из эластичных пластмасс.

ШИНА зубная балочная. Предназначена для фиксации подвижных зубов при лечении пародонтоза. Подготовка зубов для балочных шин может быть фиссурной, уступообразной, конусовидной: в зубах могут быть также подготовлены каналы для штифтов. Подготовка ложа для балочной шины делится на два этапа: первый - подготовка опорных зубов и припасовка к ним коронок или полукоронок, второй - подготовка зубов с пораженным опорным аппаратом для фиксации на них разгружающей балки. Последовательность изготовления шины следующая: 1) обрабатывают зубы; 2) получают слепок, изготовляют и припасовывают коронки; 3) укорачивают промежуточные зубы, чтобы получить ложе для балки. Толщина разгружающей балки в среднем должна быть около 0,6-0,8 мм с вестибулярной и 1,5-2 мм с оральной стороны. После укорочения зуба приступают к формированию фиссуры, для чего пользуются фиссурным бором или карборундовым сепарационным диском. Глубина фиссуры – 1-2 мм. Балки укрепляют цементом.

ШИНА зубная из колец. Предназначена для фиксации подвижных зубов, применяют при лечении пародонтоза. Соединение в блок группы зубов спаянными вместе кольцами является наиболее простым методом шинирования. Для каждого зуба, подлежащего включению в шину, изготовляется кольцо - коронка (без режущей поверхности), доходящая до экватора зуба. До наложения кольца следует подготовить проксимальные поверхности зубов, чтобы разместить в этих промежутках два рядом стоящие, тесно прилежащие друг к другу кольца, каждое из которых имеет толщину 0,20-0,25 мм. Подготовка проксимальных поверхностей осуществляется сепарационным диском. Сепарация производится до экватора зуба.

ШИНА зубная из колпачков. Предназначена для фиксации подвижных зубов, применяют при лечении пародонтоза. Техника изготовления колпачковой шины в основном не отличается от техники изготовления кольцевой шины. Подготовка зубов дополняется сошлифовыванием с режущих поверхностей нижних зубов слоя, равного толщине металла, независимо от того, располагаются они или нет в зоне травматического узла. Шину можно изготовить литой, штампованной или из колпачков. При изготовлении шины из колпачков вместо кольца для каждого зуба, включаемого в шину, тщательно выштамповывают колпачок, покрывающий режущий край и доходящий до экватора зуба. Спаянные между собой колпачки укрепляют на зубах цементом, также укрепляют и шину литую.

ШИНА зубная из полукоронок. Предназначена для фиксации подвижных зубов, применяют при лечении пародонтоза. Изготовление шины, состоящей из полукоронок, технически сложнее, чем изготовление ранее описанных шин. Блок из полукоронок требует тщательной подготовки зубов. Наложение такой шины возможно только в том случае, если зубы, включаемые в шину, были расположены более или менее параллельно. Шину из полукоронок целесообразно изготовлять из благородных сплавов, обладающих ковкостью, эластичностью и наименьшей усадкой, а также легко поддающихся паянию. Подготовка зуба для полукоронки заключается в том, что на проксимальных поверхностях зуба, а иногда и на режущей или язычной поверхности образуют борозды, посредством которых полукоронка укрепляется на зубе. Точность прилегания полукоронки к зубу является обязательным условием ее применения. Наилучший способ изготовления полукоронки - отливка ее из сплава, не дающего заметной усадки.

ШИНА зубная на кольцах. Предназначена для иммобилизации отломков при переломе челюсти. Изготовление: пластинку из нержавеющей стали или мельхиора, толщиной 0,2-0,22 мм, шириной 0,5 см, изгибают и проводят между зубами; концы пластинки выводят на вестибулярную сторону и зажимают их специальными щипцами; при этом пластинка обтягивает коронку зуба в виде кольца. Кольцо снимают с зуба, захватывают его свободные концы пинцетом и на месте соединения пластинки в кольцо укладывают припой. После этого концы спаивают, излишки металла срезают. По этому способу изготавливают необходимое количество колец. Готовые кольца накладывают на зубы и получают слепок. Кольца могут быть изготовлены и по гипсовой модели или на основе определения объема шейки зуба дентиметром. Вместо кольца можно изготовить металлические коронки. Для коронок зубы не препарируют. Припасовав кольца, с челюсти получают слепок, в слепок укладывают кольца и отливают модель. На модели из проволоки изгибают шину, охватывающую все зубы с вестибулярной и оральной сторон; проволоку прикрепляют к кольцам липким воском, местами проволоку гипсуют к модели. Затем удаляют и выжигают вое, проволоку спаивают с кольцами. Шину снимают с модели, отделывают, полируют и укрепляют на зубах фосфатцементом.

ШИНЫ зубные для парасагиттальной стабилизации – основные типы. Парасагиттальная стабилизация - соединение в блок жевательных зубов обеих сторон челюсти. Парасагиттальная стабилизация может быть осуществлена только при помощи бюгеля, соединяющего группы зубов. Шины могут быть съемными или комбинированными из несъемных и съемных частей. Съемная шина для парасагиттальной стабилизации: с обеих челюстей получают слепки и отливают модели из прочного гипса. Модель с зубами, подлежащими шинированию, размечают в параллелометре - устанавливают параллельность вестибулярных и оральных поверхностей обеих групп жевательных зубов. Затем составляют модели верхней и нижней челюстей и отмечают возможные места на жевательных поверхностях для расположения окклюзионных накладок, изготовляют шину по одному из способов отливки без модели или на огнеупорной модели. Комбинированная шина состоит из двух групп жевательных зубов (слева и справа), покрытых спаянными коронками, соединенными бюгелем. Для кламмеров, припаиваемых к бюгелю, в коронках создают специальное ложе. Это нужно для того, чтобы кламмеры не мешали смыканию зубных рядов и не раздражали язык и слизистую оболочку щек. Ложе для кламмеров получается наиболее точным, если коронки изготовляют литыми.

ШИНЫ зубные для парасагиттальной стабилизации при пародонтозе и вторичной частичной адентии. Состоят из бюгельного протеза с опорными кламмерами, соединяющими в единый блок большинство жевательных зубов (необходимое количество опорных и шинируемых зубов устанавливается пародонтограммон). Шины, состоящие из опорных кламмеров, обеспечивают горизонтальную разгрузку пародонта шинируемых зубов. Вертикальная перегрузка пародонта сохраняется. Съемные шины с опорными кламмерами не показаны, если при вертикальном давлении на зуб определяется болевая чувствительность.

ШИНЫ зубные для сагиттальной стабилизации – основные типы. Сагиттальная стабилизация - соединение в единый блок группы жевательных зубов - достигается наложением спаянных вместе колец, коронок, полностью покрывающих коронки естественных зубов, экваторных коронок, покрывающих естественные коронки зубов до наибольшей выпуклости (экватора), балки со штифтами или системы вкладок, укрепляемых на штифтах общей балкой. Изготовление шины из коронок - препарируют все зубы, подлежащие шинированию, изготовляют коронки, припасовывают их, получают слепок с коронками, в него устанавливают коронки, прикрепляют их к гипсу расплавленным воском, внутреннюю поверхность коронок обливают воском и отливают модель из гипса. Коронки на модели несколько нагревают, снимают их с модели, очищают от воска и вновь устанавливают на модель, после чего липким воском склеивают в блок, снимают с модели, гипсуют, удаляют горячей водой воск, сушат гипс, укладывают на места спаек припой и спаивают коронки между собой. При спайке важно, чтобы припой спаял коронки только в надэкваториальных их частях, подэкваториальные части должны быть свободны от припоя, иначе шина в этих участках будет давить на десну и вызовет хроническое воспаление. Изготовление шины из экваторных коронок отличается только тем, что зубы препарируют только в надэкваториальной части, целостность покрова зуба в подэкваториальной части не нарушают. Балочную шину со штифтами изготовляют на депульпированные зубы. Для балки во всей группе жевательных зубов готовят общую полость и в каждом зубе высверливают канал для штифта. В дальнейшем устанавливают штифты и моделируют из воска балку. Балку можно отлить из металла одновременно со штифтом или раздельно. При одновременной отливке шины, то есть штифтов и балки, возможна усадка металла, в результате чего штифты приблизятся друг к другу и шина может быть негодной. При раздельной отливке штифты и балку спаивают вместе после припасовки их во рту. Раздельный способ обеспечивает большую точность шины. Раздельный способ изготовления шины проводят так: вначале из воска моделируют балку соответственно подготовленному ложу в коронках шинируемых зубов, восковую балку гипсуют в отливочную кювету и воск заменяют металлом. Отлитую балку обрабатывают и припасовывают в ложе в зубах. Затем в балке высверливают отверстия для штифтов. Отверстия должны точно соответствовать каналам в зубах. Балку с отверстиями устанавливают в ложе в зубах и через отверстия в балке вводят в каналы зубов штифты, получают слепок гипсом. Штифты и балку переводят в слепок, отливают модель и на ней спаивают балку со штифтами. Шину из системы вкладок изготовляют следующим образом: в каждом зубе подготовляют полость для вкладки, вкладку моделируют полую, со штифтом, отлив вкладки, штифты нарезают под винт, вкладки укрепляют в каждом зубе раздельно, потом моделируют общую балку. Общую балку устанавливают на вкладки и укрепляют гайкой. Описанная конструкция шины показана на депульпированные зубы.

ШИНЫ зубные для стабилизации по дуге (основные типы). К стабилизации по дуге прибегают в тех случаях, когда все другие виды стабилизации не создают пародонту необходимую физиологическую выносливость к жевательной нагрузке. Стабилизацию по дуге можно получить применением различных конструкции шин или шин-протезов. Шины и шины-протезы могут быть съемными, несъемными к комбинированными. Наиболее эффективны несъемные шины или комбинированные. Несъемные шины по конструкции делят на монолитные, двухзвеньевые и многозвеньевые. Монолитная шина может быть сконструирована из коронок и полукоронок и других технических деталей. Двухзвеньевую или многозвеньевую шину изготовляют в том случае, если зубы непараллельные и параллельность нельзя создать препарированием. При дефектах зубного ряда стабилизацию по дуге можно достигнуть мостовидным протезом или комбинацией несъемных и съемных частей шины-протеза.  К стабилизации по дуге прибегают в тех случаях, когда все другие виды стабилизации не создают пародонту необходимую физиологическую выносливость к жевательной нагрузке. Стабилизацию по дуге можно получить применением различных конструкции шин или шин-протезов. Шины и шины-протезы могут быть съемными, несъемными к комбинированными. Наиболее эффективны несъемные шины или комбинированные. Несъемные шины по конструкции делят на монолитные, двухзвеньевые и многозвеньевые. Монолитная шина может быть сконструирована из коронок и полукоронок и других технических деталей. Двухзвеньевую или многозвеньевую шину изготовляют в том случае, если зубы непараллельные и параллельность нельзя создать препарированием. При дефектах зубного ряда стабилизацию по дуге можно достигнуть мостовидным протезом или комбинацией несъемных и съемных частей шины-протеза.

ШИНЫ зубные несъемные. Различной конструкции протезы, применяемые при пародонтозе, подразделяют на временные и постоянные. Временные шины используют только на определенный срок (временно), после чего их снимают. Чаще всего их применяют при проведении медикаментозного или хирургического лечения, при необходимости сохранения зубов в полости рта больного на некоторый срок и тогда, когда временная шина предшествует изготовлению постоянной шины и пр. Постоянные шины устраняют функциональную недостаточность жевательного аппарата, и больной их носит непрерывно. Они могут быть съемными и несъемными. Шины зубные - фиксирующие - для фронтальной стабилизации на депульпированные зубы. Шину можно изготовить в виде балки со штифтами или полукоронок со штифтами. Балочная шина со штифтами. Изготовление: каналы корней и пульповую камеру заполняют цементом. Карборундовым камнем снимают слой эмали и дентина, после чего в коронке зубов высверливают каналы, стремясь к тому, чтобы они были параллельны. Из воска моделируют общую балку на все шинируемые зубы, для штифтов оставляют отверстия. Балку отливают, припасовывают, устанавливают штифты, получают гипсом слепок и все части шины спаивают. Готовую шину укрепляют на цементе. Шина из полукоронок со штифтами. Изготовление: на каждый препарированный без пазов зуб изготовляют штампованную или литую полукоронку, полукоронки припасовывают, высверливают отверстие для штифтов, устанавливают штифты, получают слепок, полукоронки и штифты устанавливают в слепок; отливают модель из гипса, после чего все части шины спаивают, обрабатывают и полируют.

ШИНЫ зубные, фиксирующие – для фронтальной стабилизации на интактные зубы. При интактных зубах наибольшее распространение получили колпачковые шины, шины из полукоронок или балочные. Колпачковая шина. Вначале подготавливают коронки зубов, предназначенные для покрытия их колпачками. Для этого сепарируют проксимальные поверхности коронок, затем укорачивают режущий кран на 0,3 мм (толщина колпачка, покрывающего режущий край, 0,25-0,27 мм), после этого сошлифовывают карборундовыми камнями оральную сторону коронок также на 0,3 мм, одновременно удаляя все выпуклости коронки с оральной стороны. Подготовив зубы, получают слепки, отливают модели. Из модели вырезают коронки зубов, подлежащие покрытию колпачками, и на них изготавливают колпачки по методике изготовления бесшовных коронок. Колпачки припасовывают на зубы, вновь получают слепок, в слепок устанавливают колпачки, прикрепляют их расплавленным воском к слепку и обливают внутреннюю поверхность небольшим слоем воска. После этого отливают модель из гипса. Затем спаивают все колпачки в единый блок. Шину отделывают, полируют, проверяют точность изготовления во рту. Готовую шину укрепляют на цементе. Шина из полукоронок. Балочная шина. Подготовка зубов для балочных шин может быть фиссурнои, уступообразной, конусовидной, в зубах могут быть также подготовлены каналы для штифтов. Монолитные шины можно изготовить из различных деталей: коронок, полукоронок, вкладок, балки и др. Эти шины можно наложить на зубы в том случае, если все зубы, включаемые в шину, параллельны и расположены правильно в зубном ряду. Кроме того, важно, чтобы штифты или направляющие в полукоронках также располагались параллельно друг другу и к каждому зубу, включаемому в шину. При невозможности достигнуть параллельности изменяют конструкцию шины и делают ее составной. Составные шины - соединение в единый блок фронтальных и боковых зубов достигнуто двуплечим кламмером, замком. Для замка использован искусственный зуб, устраняющий дефект в зубном ряду. Балочная шина. Подготовка зубов для балочных шин может быть фиссурной, уступообразной, конусовидной, в зубах могут быть также подготовлены каналы для штифтов. Подготовка ложа для балочной шины делится на два этапа: первый - подготовка опорных зубов и припасовка к ним коронок или полукоронок, второй - подготовка зубов с пораженным аппаратом. Последовательность изготовления шины: 1) обрабатывают зубы; 2) получают слепок, изготовляют и припасовывают коронки; 3) укорачивают промежуточные зубы, чтобы получить ложе для балки. Толщина разгружающей балки в среднем должна быть около 0,6-0,8 мм с вестибулярной и 1,5-2 мм с оральной сторон. После укорочения зуба приступают к формированию конуса



ШИНИРОВАНИЕ ЗУБА — устранение подвижности зуба, путем соединения его с другими.

ШИПОВИДНЫЕ ЗУБЫ - зубы, коронки которых имеют конусовидную форму.

ШЛИФОВАЛЬНЫЕ камни. Карборундовые и алмазные инструменты. Применяют для препарирования зубов и в зуботехнической лаборатории.

ШЛИФОВАЛЬНЫЕ щетки. Предназначены для шлифовки и полировки протезов, изготавливаются из щетины и синтетических волокон.

ШОК. Удар, толчок, потрясение - клинический термин, означающий общее потрясение организма.

ШПАТЕЛИ медицинские для языка. Предназначены для отведения языка при осмотре или операции.

ШПЕЕ кривая. Компенсационная кривая по линии смыкания зубов. Искривление жевательной поверхности, с самой глубокой точкой в области первых моляров. Центр окружности, частью которой является эта кривая, расположен в середине орбиты. Чем больше резцовое перекрытие, тем резче выражена кривая.

ШТАМПОВКА.
Метод изготовления металлических коронок из нержавеющей стали и золота. Для штамповки изготавливают штамп и контрштамп и производят ковку молотком из калиброванных металлических гильз. Современные подходы к протезированию искусственными коронками всё реже предусматривают изготовление оных методом штамповки, как альтернативный и более точный метод изготовления коронок, является метод литья по выплавляемым моделям.

ШТИФТЫ корневые.
Корневые штифты подразделяются на две основные группы - для пломбирования корневых каналов и штифты служащие для восстановления зубов. Корневые штифты для пломбирования каналов предназначены для лучшего уплотнения лекарственных паст заполняющих и герметизирующих коневые каналы после эндодонтического лечения. Коневые штифты применяемые для восстановления культи зуба, могут быть стандартные анкерные (посты) и индивидуально литые. Хвостовик анкерного штифта цементируется в канале корня, а головка штифта служит опорой для дальнейшего восстановления наддесневой части зуба (искусственной коронкой).

ШТИФТ ВНУТРИКОРНЕВОЙ применяется при восстановлении разрушенного зуба. Фиксируется в корне зуба, а на верхнюю его часть (коронковую) наносится пломбировочный материал для восстановления коронковой части. Штифты стандартные и могут быть разной формы. Изготавливаются из металла, стекловолокна.

ШТИФТЫ парапульпарные. Штифты парапульпарные предназначены для армирования композитной реставрации сколов углов и режущего края фронтальных зубов. Для укрепления штифта просверливается тонкое отверстие в области коронковой части зуба не затрагивающей пульовую камеру зуба, штифт цементируется и служит надёжной опорой для дальнейшего восстановления анатомической формы зуба.

ШТИФТЫ пластмассовые, гуттаперчевые. Изготовленные заводским способом штифты из пластмассы и гуттаперчи применяют для пломбирования корневых каналов зубов; употребляют вместе с пломбировочными цементами и лечебными пастами для лучшего уплотнения и герметизации заполнения. Штифты представляют собой тонкие, конусообразные эластичнуе иглы разных размеров.

ШТИФТЫ серебряные для пломбирования каналов корня зуба. Предназначены для пломбирования корневых каналов зубов в сочетании с пломбировочным материалом. Штифт вводится в корневой канал с жидкозамешанным пломбировочным материалом и обеспечивает быструю и надежную герметизацию корневого канала по всей его длине до верхушечного отверстия.

ШТОПФЕР медицинский инструмент. Используется для уплотнения пломбировочного материала

ШТРИПСЫ бумажные, матерчатые или металлические полоски для снятия излишка пломбировочного материала

Записаться на приём в стоматологию Апекс-Д Вы можете по телефонам администратора +7 (495) 749-07-12 и +7 (495) 585-02-51, или же заполнить электронную анкету (администратор свяжется с вами по указанному телефону и согласует дату и время приема).